...Если увидеть пытаешься издали -
Не разглядишь меня, не разглядишь меня,
Друг мой, прощай!
Песня из к/ф «Вам и не снилось»
(Рабиндранат Тагор, перевод А. Адалис)
Вечность, которая длится мгновение. Имена и лица, уже забытые, живы и юны только на старых фотографиях. И голоса, такие близкие, теперь звучат издалека. Всё прошло, промчалось, просочилось сквозь пальцы. Наши судьбы, когда-то пересечённые, отныне строго параллельны. Наша поступь замолкнет, как замолкают шум и гвалт после звонка в школьном коридоре. На наше место придут другие, и это не изменить и не поправить... Но всё же, это были мы, помнишь?
«Это были мы», конечно, понравится не всем. Школьное сёдзе как откровение и шедевр не видели уже давно, да и «Это были мы» не претендует им быть. Любовные коллизии старшеклассников на многих отаку действуют усыпляюще. Новое творение Дайти Акитаро, в первую очередь, предназначено для поклонников школьной романтики. Режиссёр «Корзинки Фруктов» по определению не смог снять бездарную вещь. Отдельные недостатки каждый выберет по себе, не буду заострять на этом внимание. Лучше про сюжет. Сюжет прост, прекрасен и безобразен – первая любовь Нанами Такахаси. Наивно-милая главная героиня скоропалительно сообщает прекрасному популярному однокласснику о своих чувствах, и понеслось... Первые отношения, первые поцелуи, первая близость – и всё в таком роде. О чём вы подумали? «С его стороны – с её стороны»? Быть может, только Дайти Акитаро предлагает оглянуться назад не с весёлой бесшабашностью, а со светлым ностальгическим чувством. Не зря же почти в каждой серии тихий, трогательный голос Нанами ведает нам: «Мне было всего пятнадцать лет», «... Когда ему было всего семнадцать». Вдохновение черпалось из чистого источника «С его стороны – с её стороны» Хидэаки, но цветок, выросший на плодородной почве сёдзе, получился совершенно особенным.
Далее по сюжету – любовные треугольники. Довольно банальный ход, но когда требуется всё усложнить и вывести характер основных героев на свет Божий, поверьте, - самое то. О чём вы снова подумали? Правильно, «Беспокойные сердца». Не будет комы, больничного окна с видом на океан. Не будет и феи из детской книжки, которая научила бы героев вовремя сказать «Прощай!». К чести Акитаро надо добавить, что тема любовных треугольников здесь достаточно оригинальна. Жизненна, если позволите. Количество углов растёт с количеством серий. Всё переплетается, срастается, рвётся. Тут и утрата любимого человека, и чувство вины, и обида, и сожаления, и боль неразделённого чувства. Всё смешалось, как резонёрствуют классики.
О персонажах я говорить не люблю. Они почти всегда тесно связаны с сюжетной канвой. Боюсь наспойлерить, испортить первое впечатление. Осторожно скажу, они интересны. На первый взгляд, всё шаблонно и пошло, но потом вы втягиваетесь, и они незаметно завоевывают ваше сердце. Ах, стоит только вспомнить лапочку Нанами – беззащитную, глупенькую и такую сильную. Предвидя попытки сравнить её с Тору Хондой, скажу, Нанами вы легко можете встретить на улице, за соседним столиком в кафе, в очереди за билетами в кино. Она на сто процентов могла бы быть вашей девушкой, тогда как Тора Хонда – только если вам исключительно повезло, или вы очень много страдали, тогда она, быть может, скрасит вашу жизнь.
Возлюбленный Нанами, как нетрудно догадаться из опенинга, - Мотохару Яно, популярный герой девичьих грёз. Вы таких уже видели - упрямо пытаются спрятать поглубже свои раненные сердце и чувства, боясь, что их ранят ещё раз. Прямолинейный, жёсткий, но умеющий любить неожиданно сильно и трогательно. По законам жанра у него есть лучший друг, столь же прекрасный, с рыцарским, благородным сердцем. Масафуми Такэути. На протяжении всей истории он решает непростые для себя вопросы. Делает ли любовь людей счастливыми? И того, кто любит, и того, кто любим? Если вспомнить, как любовь осчастливила Ромео и Джульетту или Анну Каренину – то вряд ли, но с другой стороны... Страдает ли любовь благородством и гуманизмом? Эх, это тоже как повернёшь... «Была тебе любимая, а стала мне жена...» Любовь и счастье – по самой сути разные понятия. Любовь – это как вектор без временных рамок, а счастье – это здесь и сейчас. Единственное, что их объединяет, это субъективность и необъяснимость происходящего. Так что думай, бедняга Масафуми...
Вечность продлится мгновение. Юность прощается со своими героями с тихой грустью, с нежной ностальгией, утешая и мучая. Однажды, в ясный день, мы вернёмся в город своего детства, на ту улицу, асфальт которой разрисовывали мелом. Только всё будет не так, и, жмурясь от солнца, я вспомню тебя, а ты - меня. Ведь это были мы, вспомни...
Вот такие они – эти новые Ромео и Джульетта с Хоккайдо. Вот такие мы – немного циничные, всё знающие зрители. Думаете, вы можете отделить настоящую любовь от сотни подделок. Думаете, вы разделите зерна от плевел? Удачи. Но на самом деле, вам и не снилось...
Посмотрите «Это были мы», если ваши школьные фотографии давно спрятаны в пыльный шкаф. Посмотрите, если вы всё ещё, взяв учебники, каждое утро идёте в среднее учебное заведение за знаниями. А, может быть, за любовью... Посмотрите на слепящее летнее голубое небо, на вечную звёздную россыпь в сентябре, поймайте ладонью тающие снежинки зимой. Удивляйтесь под сенью розовой сакуры вечности и мимолётности весны. Окунитесь в сдержанные краски и неброскую красоту рисунка «Это были мы».
Посмотрите, и будет вам счастье.