Мини-чат: Последние темы:


  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Другое » Япония » 1980-е годы. "Золотой век аниме"
1980-е годы. "Золотой век аниме"
BlackBerry^^Дата: Понедельник, 27.07.2015, 15:49 | Сообщение # 1

Ниндзя класса D

Группа: Чунины

Сообщений: 15

Награды: 0

Репутация: 26
Статус сообщение:
Золотой век аниме


Период 1980-х годов принято называть «Золотым веком аниме»[52]. Среди подростков, родившихся в 1960-х годах и уже знакомых с аниме, возник спрос на более серьёзные произведения, отвечающие их интересам. Благодаря деятельности как молодых аниматоров, так и профессионалов в своём деле аниме-индустрия стало частью не только японской, но и мировой культуры. Развивался также рынок любительских художественных произведений. Впоследствии некоторые его участники (например, группа CLAMP и студия Gainax) сами формировали серьёзные коммерческие объединения[53].

К моменту появления на экранах Space Battleship Yamato и Mobile Suit Gundam происходило зарождение субкультуры отаку (в Японии под данным термином понимается преданный поклонник чего-либо, а за её пределами — поклонник аниме и манги)[54], которая в дальнейшем оказала существенное влияние на развитие индустрии аниме[55]. В начале 1980-х годов в свет вышли сериалы аналогичного жанра, среди которых аниме Waga Seishun no Arcadia (яп. わが青春のアルカディア Вага Сэисюн но Арукадиа?, рус. «Аркадия моей юности») (1982), снятое по мотивам произведений Лэйдзи Мацумото, Uchuu Taitei God Sigma (яп. 宇宙大帝ゴッドシグマ Утю Тайтэй Годдо Сигума?, рус. «Космический император-бог Сигма») (1980—1981), Uchu Senshi Baldios (яп. 宇宙戦士バルディオス Утю Сэнси Барудиосу?, рус. «Космический воин Балдиос) (1980—1981), Hyakujuu Ou Golion (яп. 百獣王ゴライオン Хякудзю о: Горайон?, рус. «Повелитель ста зверей Голион) (1981—1982). В тот же период был выпущен аниме-сериал Chou Jikuu Yousai Macross (яп. 超時空要塞マクロス Тё Дзику Ёсай Макуросу?, рус. «Гиперпространственная крепость Макросс»), который изначально задумывался как пародия на уже существующие космические оперы, однако сам вошёл в число популярных произведений данного жанра и внёс ряд изменений в каноны жанра меха-сэнтай. Введение в сюжетную линию персонажа Линн Минмэй, популярной певицы, было обусловлено ростом популярности японской поп-музыки среди молодых людей. Песня «Помнишь ли нашу любовь?» в исполнении Мари Идзиды (сэйю Минмэй) занимала призовые места в хит-парадах японской музыки[56]. Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов тех времён и научной фантастики объединялись, находя друг друга по совместным увлечениям и через первые, посвящённые аниме, журналы, такие, как Animage или более поздний Newtype. Само возникновение таких журналов стало откликом на возрастающую популярность аниме во всех слоях населения.

Первые поклонники аниме появлялись также и в других странах, а сама японская анимация начала постепенное вхождение на мировой рынок[57]. Некоторые популярные аниме были импортированы в США и показаны по телевидению (изначально с субтитрами, а позднее в дубляже)[58]. Расхожей практикой того времени была переработка сериала перед показом: так, Gatchaman после первой обработки превратился в Battle of the Planets (1978), вторая же сделала из него G-Force (1986). Знаковый Space Battleship Yamato вышел в Америке в 1979 как Star Blazers. Сериал Robotech (1985) был скомпонован из трёх различных аниме — The Super Dimension Fortress Macross, Super Dimension Cavalry Southern Cross и Genesis Climber Mospeada[58][59]. На этих исправленных и дополненных версиях японских сериалов и росло первое поколение американских отаку.

В начале 1980-х годов создавались сериалы в жанре «фантастической комедии». Одним из первых сериалов данного жанра стал Dr. Slump (яп. Dr. スランプ Докута: Суранпу?, рус. «Доктор Сламп») (1981—1986), снятый по манге Акиры Ториямы и повествующий о приключениях сумасшедшего учёного Слампа и созданной им механической девушки Арале. В 1982 году в свет вышла одноимённая экранизации манги Румико Такахаси Urusei Yatsura (яп. うる星やつら Урусэй Яцура?, рус. «Несносные пришельцы») (1981—1986), режиссёром которой выступил Мамору Осии. Она во многом определила сюжетные линии последующих романтических комедий и характеры героев произведений данного жанра, в частности, наличие в сюжетной линии любовного треугольника. В тот период вышли также романтическая комедия с элементами мистики Tokimeki Tonight (яп. ときめきトウナイト Токимэки Тунайто?, рус. «Ночные страсти») (1982—1983) и фантастическая комедия Dirty Pair (яп. ダーティペア Да:ти Пэа?, рус. «Грязная парочка») (1985), главные героини которого стали классическим дуэтом девушки-сорвиголовы и её спокойной подруги. В подобных сериалах основную роль юмор, а не реалистичность окружения[60]. Продолжали также выходить аниме-сериалы жанра махо-сёдзё. В начале 1980-х годов вышли в свет такие сериалы, как Mahou Shoujo Lalabel (яп. 魔法少女ララベル Махо: сё:дзё Рарабэру?, рус. «Юная волшебница Лалабель») (1980—1981), Mahou no Princess Minky Momo (яп. 魔法のプリンセス ミンキー モモ Махо: но Пуринсэсу Минки: Момо?, рус. «Принцесса-волшебница Минки Момо») (1982—1983) и Maho no Tenshi Creamy Mami (яп. 魔法の天使クリィミーマミ Махо: но Тэнси Курими Мами?, рус. «Волшебный ангел Крими Мами») (1983—1984). Одной из отличительных черт аниме Mahou no Princess Minky Momo стала смерть главной героини, не имевшая места более ранних аналогах. В Maho no Tenshi Creamy Mami главная героиня Юу Морисава могла превращаться из 10-летней девочки в 16-летнюю девушку, являющуюся популярной певицей; сюжеты с поп-звёздами были обусловлены тогдашними устоями японского шоу-бизнеса. Сюжетная завязка, в которой маленькая девочка магическим образом превращается во взрослую и удачливую девушку, нашла отражение и в более поздних сериалах данного жанра[61].

С течением времени субкультура отаку начала оказывать заметное влияние на создание аниме. Некоторые из первых отаку сами становились режиссёрами и аниматорами, что не могло не сказаться на выпускаемой ими продукции. Например, компания Daicon Films, впоследствии ставшая студией Gainax. Основатели Gainax, будучи отаку, начали свою творческую карьеру с создания коротких аниме-фильмов для участия в конкурсе Daicon Scifi. Впоследствии ими же при финансовой поддержке компании Bandai был снят дорогостоящий фильм Ouritsu Uchuugun — Honneamise no Tsubasa (яп. 王立宇宙軍 オネアミスの翼 Орицу Утю:гун — Онэамису но Цубаса?, рус. «Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз») (1987), а спустя год — дебютный проект режиссёра Хидэаки Анно Top o Nerae! Gunbuster (яп. トップをねらえ! Топпу о Нэраэ?, рус. «Стремись к вершине! Ганбастер»), сюжетная линия которого содержала множество шуток и пародий[62].

Активно снимались полнометражные анимационные фильмы. Наиболее известными стали детское аниме Unico (яп. ユニコ Юнико?) (1981), научно-фантастический фильм Space Adventurer Cobra Gekijouban (яп. スペースアドベンチャー コブラ?, рус. «Космические приключения Кобры») (1982) и Hadashi no Gen (яп. はだしのゲン Хадаси но Гэн?, рус. «Босоногий Гэн») (1983). В 1982 году вышел малоизвестный фантастический боевик Future war 198X nen, сюжет которого повествовал о возможной Третьей мировой войне между США, Японией и СССР, и о романе русской девушки Тани и японца Сюна. В фильме Golgo 13 (яп. ゴルゴ13 Горуго Са:ти:н?), снятом в 1983 году, были впервые применены компьютерные спецэффекты. В эти же годы был снят один из самых известных, классических аниме-фильмов — Kaze no Tani no Nausicaa (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика?, рус. «Навсикая из долины ветров») (1984). Режиссёр «Навсикаи», Хаяо Миядзаки и его напарник Исао Такахата получили возможность основать собственную студию под патронажем бывшего редактора Animage Тосио Судзуки, назвав её Studio Ghibli. Фильм Kamui no Ken (яп. カムイの剣 Камуи но Кэн?, рус. «Божественный меч») (1985) режиссёра Ринтаро укрепил новый стандарт качества полнометражной анимации. Его сюжет рассказывает о молодом воине, обвинённом в убийстве матери, который путешествует по миру, чтобы отомстить настоящим убийцам. Пик развития полнометражной анимации пришёлся на вторую половину 1980-х годов[63].

Эволюционировали и способы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов по телевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA (англ. Original Video Animation, «анимация непосредственно для продажи на видео»)[64]. OVA-произведения не показывались на телевидении, а сразу продавались на видеокассетах. Впоследствии они оказали существенное влияние на развитие аниме[65]. Первым известным творением данного формата считается научно-фантастический видеосериал Dallos (яп. ダロス Даросу?) (1983—1984), созданный под руководством Мамору Осии[66]. Впоследствии OVA-произведения стали активно использовать для предварительной оценки произведения перед созданием его полнометражной или телеверсии. Многие известные сериалы, Patlabor, например, зарождались как OVA, но впоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. С появлением OVA также связано возникновение первых целостных порнографических аниме, хентая, таких как Lolita (яп. ロリータアニメ Рорита?) (1984) и Cream Lemon (яп. くりいむレモン Кури:му Рэмон?, рус. «Сливки первой ночи») (1984—1986) — до этого их авторов сдерживали рамки цензуры телевидения и кинотеатров[64]. Второй сериал, сочетающий в себе эротику и пародию на популярную мангу и аниме, приобрёл значительную популярность, и благодаря высокому уровню продаж по его мотивам были сняты различные побочные OVA-серии; а слово «лимон» стало обозначать любительские пародии на сексуальную тематику[67].
К середине 1980-х годов в Японии уже существовало большое количество анимационных студий, а сама индустрия аниме пополнялась новыми мастерами. После выхода фильма «Навсикая из Долины ветров» интерес к полнометражным фильмам возрос как среди зрительской аудитории, так и среди аниматоров. В 1986 году вышли Tenkuu no Shiro Laputa (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта?, рус. «Небесный замок Лапута») режиссёра Хаяо Миядзаки, пародийный фильм Project A-Ko (яп. プロジェクトA子 Пуродзэкуто A-Ко?) и фильм в жанре паропанк «Виндария». В дальнейшем производство аниме-фильмов сократилось, однако увеличился выпуск OVA-сериалов[68]. В 1988 году произошло известное событие в истории полнометражной анимации — мангакой Кацухиро Отомо был снят фильм Akira по мотивам собственной манги. Благодаря техническому исполнению и запутанному сюжету данный фильм произвёл огромное впечатление на весь мир. В 1989 году Миядзаки выпустил полнометражный анимационный фильм Majo no Takkyuubin (яп. 魔女の宅急便 Мадзё но Таккюбин?, рус. «Ведьмина служба доставки»), снятый по мотивам детской книги «Служба доставки Кики». Сам фильм представлял собой цельную историю о жизни ведьмы Кики, занимающейся доставкой почтовых посылок, тогда как книга являлась сборником отдельных рассказов о её жизни[69].

Во второй половине 1980-х годов выпуск научно-фантастических аниме пошёл на убыль[70], а среди японских анимационных лент преобладали произведения жанра киберпанк. Обычно в таких аниме изображался антиутопический мир будущего, которым управляет искусственный разум. В 1987 году в свет вышла OVA Black Magic M-66 (яп. ブラックマジック?, рус. «Чёрная магия М-66»), снятая по мотивам одноимённой манги Масамунэ Сиро, а также начался выпуск телесериала Bubblegum Crisis (яп. バブルガムクライシス Бабуругаму Кураисису?, рус. « каждый день») (1987—1991), который сразу после выхода стал классикой жанра киберпанк. Год спустя были экранизированы ещё два произведения Сиро — Appleseed (яп. アップルシ-ド Аппуруси: до?, рус. «Яблочное зёрнышко») и Dominion: Tank Police (яп. ドミニオン?) (1988—1989), кроме того, начала выходить OVA под названием Kidou Keisatsu Patlabor (яп. 機動警察パトレイバ Кидо Кэйсацу Паторэйба?, рус. «Мобильная полиция Патлейбор») (1988—1989), которая по жанровой принадлежности относилась и к киберпанку, и к меха-сэнтаю[71]. Некоторые из созданных в то время анимационных телесериалов приобрели значительную популярность и были успешны в коммерческом плане. Таковыми стали Dragon Ball (яп. ドラゴンボール Дорагон Бо:ру?, рус. «Жемчуг дракона») (1986—1989), Saint Seiya (яп. 聖闘士星矢 Сэйнто Сэйя?, рус. «Святой Сэйя») (1986—1989), Kimagure Orange Road (яп. きまぐれオレンジ☆ロード Кимагурэ Орэндзи Ро:до?, рус. «Капризы Апельсиновой улицы») (1987—1988) и «Ранма ½» (яп. らんま½ Ранма нибун-но ити?) (1989). Кроме того, зрительская аудитория начала проявлять интерес к сэйю, озвучивающим персонажей аниме — после выхода «Ранма ½» Мэгуми Хаясибара стала одной из наиболее популярных актрис озвучивания[72]. Поздние 1980-е стали для аниме временем высокобюджетных и экспериментальных произведений. В 1985-м при поддержке Тосио Судзуки вышел новый фильм Мамору Осии, «Angel's Egg». Формат OVA также позволил опубликовать многие короткие нестандартные произведения, например «Take the X Train», «Neo-Tokyo» и «Robot Carnival» (все — 1987 года выпуска).
Кинокартины становились всё более амбициозными, раз за разом стараясь превзойти друг друга, и достигнуть высот популярности и значимости «Навсикаи». Среди самых заметных фильмов тех лет — «Night on the Galactic Railroad» (1985), «Tale of Genji» (1986) и «Grave of the Fireflies» (1987), все основанные на известных произведениях японской литературы. Успех отдельных фильмов привёл к увеличению финансирования прочих проектов, и появлению таких высокобюджетных творений, как «Char's Counterattack» (1988) и «Arion» (1986). Кульминацией затрат на создание аниме-лент стали два самых дорогостоящих на тот момент аниме-фильма: «Wings of Honneamise» (1987) и «Акира» (1988).

Большая часть этих фильмов, однако, не окупилась в прокате. И «Акира», и «Wings of Honneamise» провалились по сборам во время своего первого показа в кинотеатрах.Кризис вложений, возникший вследствие таких удручающих результатов, стал причиной закрытия многих аниме-студий, другим же пришлось отказаться от экспериментов, и вернуться к проверенным временем решениям и сюжетам. Одна из немногих безболезненно перенесла спад финансирования Studio Ghibli, с завидным постоянством выпуская пользующиеся успехом фильмы. Очередная их лента, «Kiki's Delivery Service», вышедшая в 1989, заняла первое место по кассовым сборам в том году, собрав более 40 миллионов долларов за время показа в кинотеатрах.

Несмотря на провал в японском прокате фильма «Акира», за пределами страны его ждал успех. Будучи показан во многих странах Европы и Америки, фильм стал весьма популярен, и даже до некоторой степени представлял собой на Западе японскую анимацию тех лет. Со смертью же Осаму Тэдзуки в 1989, финансовым кризисом и увеличением международного интереса к аниме, период, называемый «золотым веком» принято считать законченным.
®Материал из Википедии.


Сообщение отредактировал BlackBerry^^ - Понедельник, 27.07.2015, 15:52

 
MamokoДата: Вторник, 18.08.2015, 14:47 | Сообщение # 2

Демон Свободы

Группа: Чунины

Сообщений: 232

Награды: 13

Репутация: 369
Статус сообщение:
Интересный материал) Хорошо всё предоставлено и рассказано, но есть один минус в темке. Цифры, что заключены в квадратные скобки, порядком раздражают и отвлекают от чтения.

 
Форум » Другое » Япония » 1980-е годы. "Золотой век аниме"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Дополнительная информация