Доброго времени суток всем, кто заглянул сюда. Это тема, я надеюсь, поможет всем нам получше узнать, что же такое повествование от первого лица.
Вот небольшой отрывок о POV:
Повествование от первого лица Повествование от первого лица всегда является субъективным. Рассказчик знает о мыслях и чувствах одного персонажа, поскольку сам им является. Рассказчик может взять роль любого персонажа, он может быть главным героем, может быть его соперником. Повествование в романе «Пролетая над гнездом кукушки» ведется от лица Вождя, персонажа второстепенного, в «Лолите» — от лица главного героя, Гумберта Гумберта. В повествовании от первого лица много плюсов, особенно для начинающих писателей. Начинающий писатель чувствует себя уверенней. Все мы в той или иной степени отдавали дань эпистолярному жанру, поэтому писать от первого лица привычней. Более того, повествование от первого лица воспринимается как свидетельство очевидца, оно выглядит более правдоподобным. Итак, большинство начинающих авторов пишут от первого лица. «А что в этом плохого? — спросите вы. — Так же легче писать, да и правдоподобия достичь проще». Загвоздка тут вот в чем: чтобы написать от первого лица большое произведение, нужно обладать недюжинным умением. Вы не можете переместиться туда, где рассказчик оказаться не в состоянии. Вам не удастся поведать о событиях, свидетелем которых рассказчик не был. В противном случае придется пуститься в длительные объяснения. Вот вам пример. Допустим, повествование ведется от лица матери, дочь которой любит ходить по тусовкам. В четырнадцатилетнем возрасте дочку соблазняет местный Казанова. Сцена соблазнения очень важна, вы хотите донести ее до читателя. И как вы это сделаете? Мать в момент соблазнения отсутствовала, она ни о чем не знает. Может, дочь расскажет ей об этом позже? А если она не ладит с матерью? Как сделать их разговор правдоподобным? К тому же, если повествование ведется от первого лица, автору придется раскрывать внутренний мир других персонажей только через их поступки, взгляды и слова. Начинающему автору это будет очень непросто. В повествовании от первого лица таится еще одна опасность — читателю станет скучно. Когда речь зайдет о чувствах или поступках героя, бесконечные «я» воспринимаются либо как жалобы, либо как хвастовство. Роман «Над пропастью во ржи» Сэлинджера блестяще написан от первого лица. То же самое можно сказать про серию рассказов о Марлоу, созданных Раймондом Чендлером. По стопам этих авторов пошло много новичков, но их попытки закончились крахом.
Отрывок из книги Джеймсона Фрея "Как написать гениальный роман."
Сама я до недавних пор не любила этот жанр по двум причинам: 1. Мы видим мир глазами только одного персонажа. На самом деле это не так плохо. Просто других героев мы не можем полностью прочувствовать/раскрыть, так как видим с точки зрения повествующего. Но ведь может оказаться, что злодей не таков, каким представлялся главному герою. В отрывке выше описывается ситуация с материю и дочерью, из которой мы понимаем, что главный герой может охватить далеко не все.
2. Описания. Либо автор ими пренебрегает, делая больше упор на чувства и действия, либо автор может описывать все красиво/завуалировано/воздушно, но при этом забыть, что его герой может совсем так не мыслить. Например, POV молодой(го) девушки/парня неформала, которая(ый) пьет/курит/материться, и вдруг идет описание ясного голубого неба с пушистыми облаками, ярким солнышком. Я утрирую, конечно, но нечто похожее мне встречалось.
Ошибки и проблемы в POV:
1. Частое употребление местоимения «я»; 2. Знакомство с главным героем (описание внешности, возраста, характера); 3. Уход «в себя», излишнее акцентирование на чувствах главного героя. Если это объемная работа, то такое внимание чувствам зачастую очень утомляет; 4. Надпись «POV /имя персонажа/»*; 5. Появление новых героев без объяснения, кто они такие**. 6. Описания. Недостатки и излишки.
*Дорогие авторы, давайте не будем писать подобные надписи! Они мешают объективно оценивать текст (по крайней мере, мне). Складывается ощущение «дилетантского» фанфика. В настоящих литературных произведениях так не пишут. Если хочется описать мысли разных персонажей, то обычно используются кавычки. **Авторы забывают пояснить, откуда взялся/пришел тот или иной персонаж, кто он такой, особенно если это знакомый главного героя. Хотя данную проблему я редко встречала, но решила на всякий случай добавить ее в пункты.
Возможно, я что-то опустила. Не стесняемся и отписываемся, делимся мыслями. Было бы здорово, если бы вы написали, что думаете по поводу ошибок и проблем в POV? Каково ваше мнение о каждом пункте? Предлагайте идеи, как бороться с вышеназванными проблемами или другие проблемы/ошибки, с которыми сталкивались лично вы.
Я считаю этот жанр сложным, так как тяжело выдержать весь текст от одного лица, одного мнения. Лично я люблю охватывать большее количество героев. Также мне не всегда удается избежать типичных ошибок. С тем же местоимением «я» или описанием внешности. Не особо люблю читать от первого лица. Чисто из-за утомления и скуки. Особенно от лица девушек. Честно, «Голодные игры» - вторую часть заставляла себя читать, хотела начать «Дивергента», но, боюсь, на два POV’а меня вряд ли хватит, особенно подряд. Хотя сейчас стала относиться к первому лицу менее категорично. Поэтому хочу узнать ваше мнение и советы^__^
Самый первый ник - Meryakacuke24, потом lonely_flower, а теперь Фиалка:)
Форроус, как вариант - приспособить волшебные звездочки: *** :) Либо отделить абзацы еще одним пропуском строки, дабы не сливалось все в одну кучу. В любом случае, можно обойтись и без надписи. Не раз встречала фанфики, написанные от первого и третьего лица в одном флаконе, и все было понятно при прочтении)
Однако в таком случае я не особо вижу той «ужасной проблемы» в виде нахождения в тексте обозначения лица, от которого говорят в POV. Во всяком случае, тогда так легко не потеряешься, если вдруг с третьего перейдут на первое, передавая иной взгляд на вещи. Но учту этот вариант, который давненько искала.) До этого ни разу мне так и не отвечали по этому поводу.
Однако в таком случае я не особо вижу той «ужасной проблемы» в виде нахождения в тексте обозначения лица, от которого говорят в POV. Во всяком случае, тогда так легко не потеряешься, если вдруг с третьего перейдут на первое, передавая иной взгляд на вещи.
Суть проблемы в том, что эти обозначения отвлекают от текста. Допустим, написали Вы драму. Накал страстей, душевные терзания - читатель, вживаясь в шкуру героя, сам уже чуть ли не плачет. И тут - "Конец POV". Эмоции обрываются на корню, ощущение трагедии рассеивается. Все, момент испорчен, читатель снова в своем теле, работа не задела его за живое. Конечно, кому-то надписи могут и не мешать. Но мое личное мнение таково)
ЦитатаФорроус ()
Но учту этот вариант, который давненько искала.) До этого ни разу мне так и не отвечали по этому поводу.
Рада помочь)
Вы ведь пишете фанфики по "Наруто"? Почему бы Вам не выложить их у нас в разделе? ^^
как вариант - приспособить волшебные звездочки: *** Либо отделить абзацы еще одним пропуском строки, дабы не сливалось все в одну кучу. В любом случае, можно обойтись и без надписи.
Частенько в работе использую POV вместе с третьим лицом, но не люблю ставить предупреждение в тексте, что сейчас будет POV такого-то героя. Вместо этого ставлю звездочки.
ЦитатаЧизури ()
Суть проблемы в том, что эти обозначения отвлекают от текста. Допустим, написали Вы драму. Накал страстей, душевные терзания - читатель, вживаясь в шкуру героя, сам уже чуть ли не плачет. И тут - "Конец POV".
Именно поэтому не использую. Самой не нравится в других работах видеть, и в своих не ставлю. В литературе мне ни разу не встречалось такое обозначение, а вот отделение звездочками - да. А еще попадались работы, где глава целиком писалась от первого лица, а следующая уже от третьего.
А вообще, не очень нравится, когда автор любит писать от лица то одного, то другого, то третьего героя в одной главе. Вот тут я реально сбиваюсь. Или мелкие вставки, наподобие: "Я встал, умылся, поел", а потом третье лицо.
У меня не совсем получается POV, но без него не вижу сюжета, а потому и использую. Многое из советов по написанию от первого лица взяла на заметку, надеюсь, что мне это поможет.
Жизнь похожа на шахматы. Главное, чтобы с фигурой повезло.
homachat, в литературе бывает и такое: глава от первого лица конкретного персонажа -> глава от лица другого -> от третьего (и так по кругу или вразброс). Самый злободневный пример - "Песнь Льда и Пламени". Смотрится вполне неплохо, а учитывая, что главы имеют немалый размер, читать легко, не замечаешь резких переходов. Еще из современной литературы могу выделить "Облачный атлас". Там вообще строение замудреное: 1-2-3-4-5-6-6-5-4-3-2-1. Каждое POV обладает отличительными стилистическими чертами, и истории, казалось бы, совсем разные (как и время действия - разница между 1 и 6 исчисляется несколькими сотнями лет), но связанные общим смыслом, идея тянется через все повествование.
Так что POV расцветает в умелых руках)
Цитатаhomachat ()
У меня не совсем получается POV, но без него не вижу сюжета, а потому и использую
Любопытства ради: почему ты не видишь без него сюжета?
в литературе бывает и такое: глава от первого лица конкретного персонажа -> глава от лица другого -> от третьего (и так по кругу или вразброс). Самый злободневный пример - "Песнь Льда и Пламени". Смотрится вполне неплохо, а учитывая, что главы имеют немалый размер, читать легко, не замечаешь резких переходов. Еще из современной литературы могу выделить "Облачный атлас". Там вообще строение замудреное: 1-2-3-4-5-6-6-5-4-3-2-1.
Не читала указанных произведений. Более трех POV в одной главе не припоминаю, но в фанфиках встречала не раз. Однако главы были настолько мелкие, как и POV, что... В общем, не особо читабельно и понятно. Думаю, будь главы в разы больше, то было бы интересней. Что ж, когда снова вернусь к литературе, возможно, прочту)
ЦитатаЧизури ()
Любопытства ради: почему ты не видишь без него сюжета?
Эххх... Не умею создавать интригу, а потому... Потому, используя POV, пытаюсь ее создать. И других способов, порой, не вижу. Ну, это, по большей части, к драббликам относится.
Жизнь похожа на шахматы. Главное, чтобы с фигурой повезло.
Эххх... Не умею создавать интригу, а потому... Потому, используя POV, пытаюсь ее создать. И других способов, порой, не вижу. Ну, это, по большей части, к драббликам относится.
Неужели ни разу не встречала интригу без POV в чужих работах? =о Выписывай в блокнот примеры, а потом на их основе научишься создавать свои)
Неужели ни разу не встречала интригу без POV в чужих работах?
Встречала, но у меня идеи какие-то не те, наверно. А может, мне просто кажется, что у меня не получается. В последнее время мне только мои стихи нравятся, а все остальное хочется удалить. Кстати, стихи я пишу только в POV, как-то легче. Лишь несколько строк от третьего лица могу добавить. И спасибо за советы)
Жизнь похожа на шахматы. Главное, чтобы с фигурой повезло.
Еще из современной литературы могу выделить "Облачный атлас". Там вообще строение замудреное: 1-2-3-4-5-6-6-5-4-3-2-1. Каждое POV обладает отличительными стилистическими чертами, и истории, казалось бы, совсем разные (как и время действия - разница между 1 и 6 исчисляется несколькими сотнями лет), но связанные общим смыслом, идея тянется через все повествование.
О, интересно. Занятно читать POV от разных героев. Надо будет почитать эту книгу)
Самый первый ник - Meryakacuke24, потом lonely_flower, а теперь Фиалка:)
Встречала, но у меня идеи какие-то не те, наверно. А может, мне просто кажется, что у меня не получается. В последнее время мне только мои стихи нравятся, а все остальное хочется удалить. Кстати, стихи я пишу только в POV, как-то легче. Лишь несколько строк от третьего лица могу добавить. И спасибо за советы)
Скорее всего, именно второе. Поверь в свои силы;) Наверное, стихи действительно пишутся легче от первого лица. Я сама когда-то давно их сочиняла, и как раз в POV) Не за что)
ЦитатаФиалка ()
О, интересно. Занятно читать POV от разных героев. Надо будет почитать эту книгу)
Почитай обязательно, она того стоит) Есть еще одноименный фильм, кстати, но лучше сначала прочесть книгу)