Боевые искусства, а точнее - воинские искусства, по-японски называются "будо" 武道 или "будзюцу" 武術. С древнейших времен японцы воевали и соревновались в боевых искусствах, поэтому сейчас практически невозможно сказать, какое из древних воинских искусств появилось первым. Все японские боевые искусства можно разделить на вооруженные и рукопашные. Отдельно выделяется бадзюцу 馬術, искусство езды верхом, которое было важнейшей частью искусства самурая 侍, но сейчас практически не практикуется (из-за дороговизны содержания лошадей в японском климате - в Японии травяные луга быстро зарастают бамбуком). В древние же времена искусство ябусамэ 流鏑馬 - "конная стрельба из лука" - было основой подготовки воинов из богатых семей. 相撲 Сумо Из всех видов японских боевых искусств сумо 相撲 стоит на особицу. Оно никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание спорта-соревнования и синтоистского 神道 обряда. Большая часть из древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до сих пор. Правила сумо очень просты - для победы достаточно либо заставить противника коснуться ринга-дохё 土俵際 чем-то, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга, огороженного веревкой-симэнава 注連縄. Обычно исход поединка выясняется за несколько секунд. Сопутствующие же обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в маваси 回し - особую набедренную повязку. В древности считалось, что сражающиеся борцы своим весом "сотрясают" землю и делают ее более плодородной. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен дошли разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Основой этих диет является огромное количество риса. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть сумоистов - выходцы из сельских районов страны. Между соревнованиями они живут вместе с тренерами в особых казармах, где царят военные по строгости порядки. Чемпионы сумо становятся кумирами всей страны и ездят на гастроли подобно поп-звездам. В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми. Дело в том, что, сотрясая землю, борцы не только делают ее плодородной, но и отпугивают злых духов. Поэтому иногда их нанимали для изгнания болезней из богатых домов и даже целых городов. В Японии проводится шесть ежегодных национальных чемпионатов по сумо - три в Токио 東京 (в январе, мае и сентябре) и по одному в Фукуоке 福岡 (в ноябре), Осаке 大阪府 (в марте) и Нагое 名古屋 (в июле). Каждый из них длится в течение 15 дней. Самое большое достижение для борца - стать Ёкодзуна 横綱 - Великим чемпионом. Это звание присваивается пожизненно. Если Ёкодзуна начинает проигрывать, он просто уходит из спорта. За несколько веков существования системы рангов только 65 борцов были удостоены этого звания. Принципиально важны для сумо честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено. В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии (в том числе и в России). Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских Игр. 柔術 Дзюдзюцу Дзюдзюцу 柔術(ju:jutsu) - это не единое искусство, а множество школ по всей Японии, практикующих различные виды рукопашного боя. В настоящее время дзюдзюцу чаще встречается в фильмах и сериалах, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) смогли преобразоваться в коммерчески успешные виды спорта. Корни большинства школ дзюдзюцу 柔術 уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления Токугава 徳川, когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств. В сознании японцев дзюдзюцу связано также с понятиями "магия" и "колдовство" 呪術 (jujutsu). Великие воины древности считались также умелыми магами. 柔道 Дзюдо Дзюдо ("мягкий путь") 柔道(ju:do:) - самое международно признанное из японских боевых искусств. Оно было создано на основе одной из школ дзюдзюцу в конце XIX века мастером Кано Дзигоро 加納治五郎. Именно он сформулировал современные правила дзюдо и реформировал систему боя, положив в ее основу захваты и заломы. Международная федерация дзюдо была создана в 1952 году, а первый Чемпионат мира по дзюдо состоялся в Токио 東京 в мае 1956 года. Уже в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских Игр. 剣道 Кэндо Кэндо 剣道 - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда было важной частью подготовки японского воина, а во времена Токугава 徳川 стало сердцем этой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый синай 竹刀 и деревянный боккэн 木剣), а также защитные доспехи. В период Мэйдзи 明治 кастовое деление было уничтожено, а ношение мечей - запрещено. Исключение было сделано только для офицеров, которые носили примитивные стальные шашки, использовавшиеся только как церемониальное оружие. Преподавание кэндо было запрещено. В 1895 году, после Японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занялась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа. Во время оккупации Японии все боевые искусства были запрещены именно как часть идеологии японского национализма. Однако уже в 1952 году была создана Всеяпонская Федерация кэндо, и началось его преобразование в обычный вид спорта, сохранивший, впрочем, множество изначальных церемоний. Сейчас кэндо не только популярный вид спорта в Японии, но и часть физкультурной программы японских школ. 弓道 Кюдо Судьба кюдо 弓道(kyu:do:) - искусства стрельбы из лука - во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, оно практиковалось воинами древности, как и кэндо, оно было забыто после Реставрации Мэйдзи 明治維新. В 1949 году была создана Всеяпонская Федерация кюдо, и началось его возрождение как популярного вида спорта. В древние времена использовались луки разного размера. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо - популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы. Уже упоминавшееся выше ябусамэ 流鏑馬 в настоящее время - не вид спорта, а разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств. 空手 Каратэ Каратэдо ("Путь пустой руки") 空手道 - древнее военное искусство рукопашного боя, возникшее в Китае и оттуда принесенное на остров Окинава 沖縄. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому у-шу, чем к японским школам дзюдзюцу 柔術. Корни большинства школ дзюдзюцу 柔術 уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления Токугава 徳川, когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств. В сознании японцев дзюдзюцу связано также с понятиями "магия" и "колдовство" 呪術 (jujutsu). Великие воины древности считались также умелыми магами. 柔道 Дзюдо Дзюдо ("мягкий путь") 柔道(ju:do:) - самое международно признанное из японских боевых искусств. Оно было создано на основе одной из школ дзюдзюцу в конце XIX века мастером Кано Дзигоро 加納治五郎. Именно он сформулировал современные правила дзюдо и реформировал систему боя, положив в ее основу захваты и заломы. Международная федерация дзюдо была создана в 1952 году, а первый Чемпионат мира по дзюдо состоялся в Токио 東京 в мае 1956 года. Уже в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских Игр. 剣道 Кэндо Кэндо 剣道 - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда было важной частью подготовки японского воина, а во времена Токугава 徳川 стало сердцем этой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый синай 竹刀 и деревянный боккэн 木剣), а также защитные доспехи. В период Мэйдзи 明治 кастовое деление было уничтожено, а ношение мечей - запрещено. Исключение было сделано только для офицеров, которые носили примитивные стальные шашки, использовавшиеся только как церемониальное оружие. Преподавание кэндо было запрещено. В 1895 году, после Японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занялась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа. Во время оккупации Японии все боевые искусства были запрещены именно как часть идеологии японского национализма. Однако уже в 1952 году была создана Всеяпонская Федерация кэндо, и началось его преобразование в обычный вид спорта, сохранивший, впрочем, множество изначальных церемоний. Сейчас кэндо не только популярный вид спорта в Японии, но и часть физкультурной программы японских школ. 弓道 Кюдо Судьба кюдо 弓道(kyu:do:) - искусства стрельбы из лука - во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, оно практиковалось воинами древности, как и кэндо, оно было забыто после Реставрации Мэйдзи 明治維新. В 1949 году была создана Всеяпонская Федерация кюдо, и началось его возрождение как популярного вида спорта. В древние времена использовались луки разного размера. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо - популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы. Уже упоминавшееся выше ябусамэ 流鏑馬 в настоящее время - не вид спорта, а разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств. 空手 Каратэ Каратэдо ("Путь пустой руки") 空手道 - древнее военное искусство рукопашного боя, возникшее в Китае и оттуда принесенное на остров Окинава 沖縄. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому у-шу, чем к японским школам дзюдзюцу 柔術. В течение долгого времени Окинава 沖縄 был сначала независимым государством, а потом - отдаленной провинцией, поэтому практикуемые там боевые техники японцев с "главных" островов интересовали мало. В 1920 годы мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ 空手 всю страну, организовав его настоящую "рекламную компанию". С этого времени каратэ стало частью японской культуры боевых искусств. В 1964 году была создана Всеяпонская Федерация каратэ, и оно широко распространилось за пределы Японии, в том числе и в России. 合気道 Айкидо Айкидо 合気道 - система боя, созданная мастером по имени Уэсиба Морихэй на основе школы Айки дзюдзюцу 合気柔術направления Дайто (大刀?). Ее принципиальное отличие от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Айкидо - искусство защиты и использования силы противника против него самого. По айкидо не проводятся соревновательные чемпионаты. Тем не менее, оно весьма популярно среди женщин и полицейских как искусство самозащиты и быстрого выведения из строя противника. Как и каратэ 空手 и дзюдо 柔道, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе и в России. 公武術? Кобудзюцу Кобудзюцу 公武術? - общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием "нестандартного" оружия - шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на острове Окинава 沖縄 - родине каратэ. Федерация кобудзюцу России существует с 1997 года.
В любой развитой стране есть не только законопослушные граждане. Преступность есть везде - однако далеко не во всей странах она принимает подлинно организованный характер: когда преступная организация контролирует легальный бизнес, власть в ней может передаваться по наследству, значение банде придают даже официальные структуры. Из всех своих аналогов ("триады" Юго-Восточной Азии, итальянская мафия, американские гангстеры, российские "братки") японские якудза やくざ - пожалуй, самые организованные и законопослушные (как это ни странно звучит в приложении к преступникам). Возможно, это связано с тем, что верховная власть в Японии всегда ставила своей задачей контроль над страной, часто закрывая глаза на способы, которыми достигался "мир и покой". Полиция и власть контролировали легальный бизнес, якудза - нелегальный и полулегальный. Якудза не ссорились с властью, власть неофициально и даже иногда официально поддерживала их - лишь бы "был порядок". Как же сложилась такая система? Ответ на этот вопрос, как всегда, нужно искать в истории. Современные якудза гордо возводят свою историю к трем группам полукриминальных сообществ средневековой Японии: городским стражам мати-ёкко 町奴, коробейникам тэкия 的屋 и профессиональным игрокам бакуто 博徒. Рассмотрим отдельно историю каждого из них. 町奴 Мати-ёкко После установления в начале XVII века правления Токугава 徳川 в стране наступил долгожданный мир. Однако далеко не все были этим довольны. Полмиллиона самураев 侍, воинов с боевым опытом, оказались на улице в результате "сокращения штатов" в армиях сёгуна 将軍 и даймё 大名. Не имея других средств к существованию, многие из них стали организовываться в банды и нападать на мирных путников и торговцев, грабить деревни и даже города. Сами они издевательски называли себя хатамото-якко 旗本奴 ("слуги сёгуна"), но народ дал им прозвище кабуки-моно 歌舞伎者 ("клоуны, сумасшедшие") - за странные костюмы, прически и густой военный сленг. На плохо вооруженную и обученную полицию, умеющую только утихомиривать пьяных, надежды у простых людей было мало. Спецслужба клана Токугава 徳川 также занималась другим - боролась с настоящими и вымышленными врагами государства. Крестьяне и горожане остались с распоясавшимися бандитами один на один. Как это часто бывает, лечение оказалось немногим хуже болезни. Началось создание отрядов самообороны мати-ёкко 町奴 ("городские стражи"), призванных бороться с кабуки-моно 歌舞伎者. Проблема заключалась в том, что в эти отряды шли отнюдь не самые доблестные и честные люди. Их костяк составили вчерашние и нынешние городские хулиганы, задиры, игроки - только такие люди могли решиться бросить повседневные дела и взять в руки оружие. Хотя мати-ёкко 町奴 действительно одержали несколько побед над кабуки-моно 歌舞伎者 и пользовались за это большим уважением народа (о них даже слагались песни и легенды), большую часть времени они играли в азартные игры, пили и совершали преступления, лишь немногим менее дерзкие, чем бесчинства самураев 侍. Однако простым людям жаловаться было уже некому. 的屋 Тэкия Коробейники тэкия 的屋 начинали менее воинственно. С давних времен по Японии бродили люди, продававшие сначала зелья и снадобья, затем - всякую всячину, от еды до ксилографий. Первоначально они назывались яси 香具師/野師/弥四 ("знахари"), а затем, когда их бизнес расширился, - тэкия 的屋 ("коробейники"). В бизнесе тэкия 的屋 руководствовались знаменитым "Не обманешь - не продашь". Они торговали всем, но очень редко - качественными товарами. Чтобы спасаться от грабителей и разгневанных клиентов, во времена Токугава 徳川 тэкия 的屋 начали организовываться в большие группы. Именно среди них родилась классическая схема власти якудза やくざ: оябун 親分 ("шеф"), вакагасира 若頭? ("второй человек, заместитель"), офицеры, рядовые и ученики. Тэкия 的屋 в основном торговали на рынках и ярмарках. Чтобы обеспечить себе лучшие условия, они начали брать эти рынки под свой контроль и обеспечивать там порядок. Они распределяли торговые места, собирали деньги за охрану, ловили карманников. С середины XVIII века организации тэкия были признаны властями – оябуны 親分 получили должность "управляющих рынками" и самурайские 侍 права: иметь фамилию и носить два меча. 博徒 Бакуто В отличие от созданных снизу организаций мати-ёкко 町奴 и тэкия 的屋, организации профессиональных игроков бакуто 博徒 с самого начала создавались под контролем сверху. Правительство Токугава 徳川 нанимало игроков в азартные игры, чтобы они развлекали рабочих, занятых на государственных стройках (дороги, системы ирригации и так далее), а заодно и возвращали в казну значительную часть зарплаты строителей. Из всех трех групп бакуто были наиболее криминализованы. Во-первых, многие из них совершали преступления и имели соответствующие татуировки (например, за каждое нарушение закона на запястье татуировался черный круг). Со временем большие татуировки стали для якудза やくざ испытанием силы воли - полная цветная татуировка спины занимала около 100 часов. Во-вторых, именно бакуто придумали обряд юбицумэ 指爪 - "отрезание фаланги пальца". Провинившийся бакуто отрезал себе фалангу мизинца в знак того, что уже не может так твердо, как раньше, держать меч или карты. За последующие преступления либо отрезалась следующая фаланга мизинца или первая фаланга другого пальца. Чаще же провинившегося просто выгоняли из банды. В-третьих, слово "якудза" пришло именно из жаргона бакуто 博徒. Основной игрой, в которую они играли, была ойтё-кабу (大一株?) - аналог нашего "очка" или американского "блекджека". Игроку сдавались три карты, и набранные им очки считались по последней цифре суммы значений карт. Комбинация "я-ку-са" 八-九-三 (8-9-3) давала в сумме 20, а по очкам - 0. Это был худший результат и одна из худших комбинаций. Поэтому на сленге бакуто "якудза" значило "нечто избыточное, ненужное, бесполезное". Со временем это слово начало использоваться и в отношении самих бакуто 博徒. Некоторые слова жаргона якудза Оядзи (Oyaji) 親爺/老爺/親父 - "Отец", начальник. Кёдай (Kyoudai) - 兄弟"Брат", коллега. Камбу (Kanbu) 幹部 - "Начальство", якудза высокого ранга. Досу (Dosu) ドス - Самурайский меч, все еще используемое некоторыми якудза оружие. Тяка (Chaka) 茶菓 или Хадзики (Hajiki) 弾き - Огнестрельное оружие (обычно - пистолеты). Сябу (Shabu) しゃぶ - Наркотики. Сима (Shima) 島? - Рэкет на определенной территории. Номия (Nomiya) 飲み屋 - Нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш. Киритори (Kiritori) 切取り - Выбивание долгов. Юсури (Yusuri) 揺り - Шантаж. Цуцумотасэ (Tsutsumotase) 美人局 - "Хипес", форма вымогательства. Женщина приводит "лоха" домой, а затем является "оскорбленный муж" и требует отступного. Сэнсо (Senso) 戦争 - Война кланов якудза. Тэути (Teuchi) 手打ち - Перемирие в войне кланов. Сацу 察 (Satsu) или Пори (Pori) ポリ - Полиция. Фуда (Fuda) 札 - Ордер на арест или обыск. Оцутомэ (Otsutome) - Заключение под стражу. Кагэтёфу (Kagechoufu) 陰貼付- Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.
Реформы в стиле якудза Падение режима Токугава 徳川 и начало реформ в европейском стиле подстегнуло развитие преступности. С одной стороны, такой традиционный бизнес как азартные игры пережил крах - с ними начали активно бороться. С другой стороны, расцвела мелкая и средняя торговля. В результате разрозненные группировки тэкия 的屋 и бакуто 博徒 (мати-ёкко 町奴 к тому времени уже были расформированы) объединились и начали изменяться вместе со страной. Особое значение для якудза やくざ имело введение демократических институтов. Политическая борьба стала идеальным поприщем для применения талантов якудза - обман, шантаж, подкуп и запугивание избирателей, даже заказные убийства - в обмен на всю эту помощь политики предоставили якудза относительную свободу действий. Самая большая дружба у якудза завязалась с ультранационалистами и милитаристами - их стиль импонировал друг другу. В обмен на услуги по легализации якудза поставляли людей для милитаристских организаций. Однако, когда началась Вторая мировая война, терпеть двоевластие военные уже не могли. Большая часть якудза либо забрали в армию, либо посадили в тюрьму. Администрация оккупационных войск также считала якудза своими врагами. Однако поделать они мало что могли - дефицит самого необходимого привел к расцвету черного рынка и появления четвертой группы предтеч современных якудза - гурэнтай 愚連隊 ("бандитов"). Собственно, гурэнтай 愚連隊 и были первыми якудза やくざ в современном смысле слова. Они осмыслили весь опыт предшественников и взяли большую часть власти в стране в свои руки - американцы ведь уничтожили верхний слой японской администрации. В первую очередь гурэнтай контролировали черный рынок, но занимались всем, за что им платили деньги. В результате в 1950 году американская администрация официально признала, что не может защитить простых японцев от якудза. Якудза нового времени уже не носили мечи. Они предпочитали ножи и пистолеты. Насмотревшись американских фильмов, они начали одеваться как гангстеры: черные костюмы и галстуки, белые рубашки, короткие стрижки, темные очки. Они вели жестокие войны друг с другом и терроризировали мирное население. К 1963 году численность якудза превысила численность японских Сил Самообороны: 184 тысячи членов в 5200 группировок. Нужен был человек, который бы смог утихомирить якудза. Им оказался Кодама Ёсио, бывший член ультранационалистической группировки и шпион в Восточной Азии, во время войны - контр-адмирал и советник премьер-министра. Когда вместе с другими членами правительства Кодама был заключен американцами в тюрьму, он начал сотрудничать с американской разведкой. Сначала Кодама использовал свои связи, чтобы примирить американцев с якудза. Затем, уже в 1960-х, он был посредником между крупнейшими кланами, чтобы объединить их усилия во имя Японии и против коммунистической угрозы. Именно трудами Кодамы система кланов якудза приобрела вид, в котором существует до сих пор. Организация якудза В основе организации якудза やくざ лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: "отец - дети" и "старшие братья - младшие братья". Глава клана называется оябун 親分 ("шеф") или кумитё 組長 ("старший начальник"). Он - начальник всех и над всеми. Далее в иерархии следуют сайко комон 最古顧問 ("старший советник"), со-хомбутё 素本部長? ("глава штаб- квартиры"), вакагасира 若頭? ("второй человек, заместитель"), фуку-хомбутё 副本部長? ("помощник шефа"). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством "подотчетных штыков". Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место. Также кумитё подчиняются комон 顧問 (советники), сингиин 診察議員? (консультанты), кумитё хисё 組長秘書 (секретари) и кайкэй 会計 (бухгалтеры). Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй 舎弟 ("младшие братья"), младших бригадиров вакасю 若衆 ("юнцы") и простых якудза. В каждую из них входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать несколько городов. Существуют и независимые банды, не входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно - вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может вообще. При приеме в клан совершается обряд сакадзуки 杯 - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи. Для узнавания друг друга и отличения от толпы якудза часто носят значки с "даймон" 大文字 - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон. Принципы якудза В политическом смысле якудза やくざ обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций. Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги 気質? - "лохов", всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к "защитникам справедливости", традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана. Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама 鉄砲騙? - киллеров-камикадзе. В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё 組長. Их называют "старшие сестры" (анэ-сан 姉さん) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются "подстилками", и обращаются с ними соответственно. Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана. Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть "коллегу" считается большой доблестью. Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми 山口組?, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе 神戸, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года. Бизнес якудза Разные кланы и шайки специализируются на разных бизнесах - это зависит от истории конкретного клана или банды. Наиболее популярны: рэкет, контроль проституции, игорный бизнес. Почти любой мелкий или средний бизнесмен не раз сталкивается с якудза, контролирующими территорию, на которой он работает. Более крупные кланы активно участвуют в политике и финансовой жизни, как незаконно, так и вполне легально. Они выбивают долги, по заказу срывают собрания акционеров, отмывают деньги, инвестируют бизнес. Той же Ямагути-гуми 山口組? принадлежит один из высочайших небоскребов Кобе 神戸. С давних времен якудза тесно сотрудничают (хотя иногда и воюют) с преступными группировками национальных меньшинств: корейцев и китайцев. Последние, в частности, непременные партнеры якудза по наркобизнесу - на территории Японии наркотики не производятся, поэтому их приходится ввозить из-за границы. Якудза в искусстве Жизнь и бизнес якудза やくざ - традиционные темы японского жанрового кино и манги 漫画 (в аниме アニメ они встречаются достаточно редко). Для японского менталитета непреклонные люди, не уважающие ничего, кроме законов семьи и чести, - любимые трагические герои, единственное оставшееся воплощение подлинно самурайского духа. С другой стороны, они - преступники, мешающие людям спокойно жить и работать, считающие себя хозяевами жизни. Самый известный "певец" якудза за пределами Японии - современный режиссер и актер Китано Такэси. Его отец Китано Кикудзиро был связан с якудза, и мальчик практически вырос в их окружении. В дальнейшем это нашло отражение во многих фильмах Китано. Настоящее и будущее якудза В 1992 году правительство Японии приняло Акт о предотвращении незаконных действий членов преступных группировок. Помимо прочих мер, этот закон явно запретил "защитный рэкет", бывший главным бизнесом якудза, и определил понятие "преступной группировки" (борёкудан 暴力団), ранее отсутствовавшее в законодательстве. В частности, к таким группировкам были отнесены, скажем, любые собрания, более определенного процента членов которых имеют судимости. Этот закон вызвал бурю протестов со стороны якудза, их семей (жены и дочери известных якудза даже провели демонстрацию в центре Токио 東京) и политиков и юристов, "прикормленных" якудза. Они упирали, в частности, на конституционные нормы о свободе собраний и объединений. Тем не менее, правительство осталось твердо в своем намерении хотя бы внешне бороться с якудза. В этом его поддержала и общественность, которой диктат якудза и их непрошеная "помощь" уже изрядно надоели. За пределами группировок людей с татуировками и в пижонских костюмах по возможности третируют - например, не пускают в рестораны и общественные бани. Однако куда большую проблему для якудза представляет японский экономический кризис, начавшийся в начале 1990-х и продолжающийся до сих пор. В результате его страдает и бизнесы якудза, потихоньку сжимающиеся в размере. Многих якудза низшего звена даже увольняют с работы, что становится для них сущим бедствием - ведь ничего другого они делать не умеют. Тем не менее, хотя отдельные якудза и несут жизненные и финансовые потери, нельзя сказать, что сама их система обречена. К сожалению, пока существует нелегальный бизнес и пока государство не способно полноценно защищать бизнес легальный, для организованной преступности всегда найдется лазейка.
Главное - сделать правильный выбор, и следовать своему пути до самого конца.
Узнала такую особенность - японцы никогда не берут чаевые. Ни в отелях, ни в такси, ни в ресторанах. Нигде. И даже возвращают их добродушному клиенту)) Также, сидя в кинотеатре, они всегда досматривают фильм до конца. Именно до самого конца, то есть до конца титров (!) В горячих источниках все шумят и никто никого не стесняется. Ни гениталий, ни минусов фигуры. Прямо-таки братья и сёстры
❝ Психопаты не безумны. Они прекрасно знают, что делают и какие от этого будут последствия. ❞
Титры это же самое интересное))Жаль вот только уборщицы так не думают и странно пялятся когда я одна в зале сижу и нв титры пялюсь >___<
ого Х) По мне, так это редкость - фильм до титров досмотреть)) Я обычно сразу убегаю, как ошпаренная, из кино, только строчки начинают мелькать на экране Х)
❝ Психопаты не безумны. Они прекрасно знают, что делают и какие от этого будут последствия. ❞