Гей от природы. Беседа с учёным
Какова причина гомосексуальности? Можно ли изменить сексуальную ориентацию? Или мозг гомосексуалов отличается от мозга натуралов? Вот что думает по этому поводу Кази Рахман, доцент кафедры когнитивной биологии в лондонском Университете Королевы Мэри.
В то время как фактически все ученые признают, что гомосексуальность возникает вследствие природных причин, дебаты по этому вопросу абсолютно хаотичны. То в ходе этих дебатов начинают возникать споры о существовании «гей-генов» и их влияния на ориентацию, то религиозные пропагандисты пытаются навязать миф о том, что ее можно изменить. Стандартные масс-медиа, которые больше заинтересованы в обсуждении щекотливости этой темы, нежели в рациональном к ней подходе, немного сделали для того, чтобы общество стало лучше разбираться в данном вопросе. Для доктора Рахмана, возглавляющего Биологическую и экспериментальную психологическую группу в университете Королевы Мэри, все предельно ясно. Если вы – гей, значит, вы им родились. Точка.
Наша беседа начинается с вопроса о том, какие биологические аспекты ответственны за формирование сексуальной ориентации.
«Все эти споры относительно неправильного питания или отрицательного влияния окружающей среды, которые якобы способствуют возникновению гомосексуальности, абсолютно нелепы, – говорит он. – Ориентация – не выбор, потому что все люди делятся на два типа: у одних есть вагина, у других – член. Поэтому сексуальная ориентация – совершенно природная вещь. И все мы с этой точки зрения также делимся на два типа: гетеро- и гомосексуалы. Существует некоторое промежуточное состояние, которое не исключает бисексуального поведения. Людей привлекают люди – а не животные, и не бананы, к примеру. Это не легкомысленная ремарка. Потому что я знаю, о чем говорю: и у тех, и у других людей наблюдаются одни и те же характерные черты поведения.
Мы считаем, что основные причины деления на группы с разной сексуальной ориентацией могут рассматриваться в двух плоскостях. Нам известно, что менее половины факторов, влияющих на ориентацию, зависит от генов. В то время как остальная их часть – это так называемые неразделяемые факторы, такие как влияние гормонов, и они в первую очередь должны рассматриваться как биологические».
В этом пункте необходимы некоторые пояснения. Доктор Рахман объясняет, что генная теория возникновения гомосексуальности берет свое начало в 1933 году, когда генетик Дин Хамер опубликовал результаты исследования, где утверждалось, что гомосексуальность – явление генетического порядка. И точно определил удлинение Х-хромосомы (унаследованной от матери). Он изучил 76 пар братьев-геев и обнаружил идентичность их ДНК в этом отношении. Однако с тех пор данный тест ни в одном исследовании не повторялся.
Несмотря на недостатки выводов Хамера, ученые согласны с тем, что экологические факторы причиной гомосексуальности не являются. Сейчас становится все более понятным и то, что единственный ген не может быть ответственным за сексуальную ориентацию.
Уильям Рейнер из университета Оклахомы изучал сексуальную ориентацию группы людей, которые после рождения из мальчиков были превращены в девочек хирургическим путем – из-за врожденных дефектов или гермафродитных явлений. Даже несмотря на то, что воспитывали их как женщин, а сами эти люди понятия не и имели о послеродовой операции, всех их привлекали исключительно девушки.
Майкл Бейли из Северо-Западного университета в штате Иллинойс обнаружил, что если один из однояйцевых (монозиготных) близнецов гомосексуал, то в 50 процентах случаев существует вероятность того, что и второй окажется геем. Если же говорить о близнецах неоднойяцевых (дизиготных), то у них подобная вероятность снижается до 20 процентов. Последнее утверждение не преуменьшает генетической роли, поскольку не все унаследованные нами гены являются активными. Мы получаем по два альтернативных гена для каждого гена – по одному от каждого из родителей. Поэтому наши тела содержат по два набора «строительного генетического материала». Процесс, называемый метилированием, выключает определенные гены и определяет, «включен» ли ген, который мы унаследовали от матери или от отца. Однако четкого механизма коррекции ДНК он не подразумевает, поэтому меняется из поколения в поколение.
Но если гомосексуальность – явление, которое передается по наследству, то почему соответствующие гены не исчезли в процессе естественного отбора?
Доктор Рахман утверждает: «Это – весьма распространенное заблуждение: так говорят люди, которые понятия не имеют об эволюционной биологии. Сексуальность – очень сложная человеческая особенность, столь же сложная, как и уровень интеллекта. Она не определяется единственным геном, а только взаимосвязью нескольких генов. Одна из теорий заключается в том, что гетеросексуальные мужчины, которые являются носителями некоторых «гомосексуальных» аллелей (разновидностей гена), ответственных за большее проявление чуткости и заботы, более привлекательны для женщин, которые потенциально могут вступить с ними в контакт – и таким образом передать эти гены по наследству. И пока передача подобных генов является репродуктивно выгодной, тот факт, что кто-то из мальчиков, родившихся через множество поколений, окажется геем – с полным набором активизированных «гей-генов» – для эволюции несущественен. Поскольку эволюция весьма толерантно относится к таким процессам с позиции репродуктивной способности человека.
Однако процесс этот пока недостаточно изучен, и для того, чтобы его понять, необходимо провести большую работу. Потому что мы до сих пор не окончательно выяснили, как в принципе такое происходит. Некоторое количество работ, опубликованных в прошлом году, объясняли, скорее, женскую гомосексуальность, а не мужскую. Очевидно, что гены, ответственные за гомосексуальную ориентацию, каким-то образом на нее влияют, но они не прописывают слово «гей» в человеческом мозгу. Возможно, они вовлечены в процесс вырабатывания определенного типа белков, или гормонов, которые воздействуют на привлекательность для мужчины другого мужчины. Вполне вероятно, что в некоторых случаях именно на них стоит списать «ответственность» и за то, что такие мужчины являются более интересными внешне, женоподобными, или еще что-нибудь в этом роде».
Второй фактор, влияющий на сексуальность, – это гормоны.
Доктор Рахман продолжает: «Уровень влияния секс-гормонов, таких как тестостерон, в период нахождения плода в материнской утробе, оказывает воздействие на сексуальную ориентацию. Если бы не тестостерон – все люди рождались бы женщинами. На определенной стадии беременности гормон вводится в матку. И его уровень определяет степень мужественности будущего ребенка. Существуют определенные физиологические маркеры, которые во многих случаях действительно различны для гомо- и гетеросексуалов. Например, отношение длины указательного и безымянного пальцев. А также то, как люди отвечают на вопросы, как воспринимают те или иные звуки, как решают те или иные задачи».
Иными словами, мозг гомосексуала все-таки устроен по-другому?
«В случае с мужчинами также очень важен фактор старшего брата. Геи зачастую являются младшими братьями в семье. Иммунная система матери, которая одного за другим вынашивает мальчиков, может воспротивиться и дать своеобразный «ответ» специфическим типам белков, которые формируются в коре головного мозга развивающегося плода. А это, в свою очередь, может затронуть область сексуальной дифференциации, или разработать некий гормональный механизм, который способен повлиять на сексуальную ориентацию. Проще говоря, женский материнский организм «сопротивляется» очередному плоду мужского пола. Хотя эффект старшего брата важен лишь в том случае, когда мужчины-геи являются правшами. Ели речь идет о левшах, то их ориентация формируется по другим причинам, о которых мы пока не знаем.
Относительно недавно было опубликовано большое исследование в области нейробиологии – речь в нем шла о том, что происходит в мозгу. Наша лаборатория также серьезно изучала эту проблему, рассматривая такие вещи как пространственные навыки, а также эмоциональные особенности и характер речи. Нам прекрасно известно, что у женщин и мужчин эти особенности отличаются. Но в результате исследований мы обнаружили, что геи выявляют, скорее, женский тип пространственных навыков. За них, в свою очередь, отвечают две области мозга. Следовательно, если геи обнаруживают подобные черты, то соответствующие области их мозга по структуре отличаются от мозга гетеросексуалов. Или функционируют по-другому.
В 2008 году шведские ученые из Каролинского Института сравнивали полушария мозга геев и лесбиянок с полушариями мозга взрослых гетеросексуальных мужчин и женщин. Результаты показали, что у гетеросексуальных мужчин и лесбиянок наблюдается правая мозговая ассиметрия – то есть, по объему правое полушарие больше левого. А мозговые полушария гетеросексуальных женщин и мужчин-геев были более симметричными. Это объясняет тот факт, почему геи – как и женщины – демонстрируют лучшие пространственные навыки и – опять же, подобно женщинам – гораздо свободнее выражают свои мысли с точки зрения беглости изложения. В то время как лесбиянкам, как и мужчинам-натуралам, часто присуща более ярко выраженная моторика движений».
Получается, что эти данные подтверждают распространенные стереотипы о геях: дескать, не быть им футболистами? А также помогают понять, почему отдельные индивидуумы столь гомофобны? Об этом можно будет прочесть в продолжении этой статьи.
Часть II
В части первой доктор Кази Рахман из лондонского Университета Королевы Мэри обсуждал воздействие генов и гормонов на сексуальную ориентацию. Во второй части он обращается к проблемам гей-стереотипов и опровергает теории психоаналитиков относительно того, почему некоторые люди являются геями. Помимо этого, он считает, что исследования мозговой деятельности помогут в борьбе с гомофобией.
Вот что сказал доктор Рахман относительно гей-стереотипов: «Они, очевидно, рождаются из наблюдений о том, что мужчины-геи имеют тенденцию не соответствовать определенным гендерным нормам – многие из них являются более женственными, и это явление наблюдалось во все времена во всех культурах. Такие вещи также могут быть описаны с точки зрения нейробиологии раннего развития плода, поскольку гендерные роли частично закладываются еще в предродовой период секс-гормонами и получают свое развитие до того момента, как дети обретают способность разделять людей по половой принадлежности и в соответствии с этим выполнять гендерные роли, предписываемые их полу.
Но не стоит полностью стереотипизировать гомосексуалов, поскольку многие из этих стереотипов действительности не соответствуют – ведь среди геев встречается очень широкий диапазон «разновидностей». Большое количество геев интересуется командными видами спорта и другими сферами деятельности, которые традиционно воспринимаются как «мужские». Подобную дифференциацию ученые также еще должны будут объяснить. Это – та область, в которой необходимо провести большое количество исследований».
А как в таком случае можно объяснить бисексуальность, или информацию о том, что некоторые люди меняют ориентацию?
«О бисексуальности мы знаем очень немного, но одна из опубликованных ранее работ предполагает, что в то время как бисексуальное поведение действительно существует, бисексуальная ориентация – то есть заинтересованность в представителях обоих полов – у мужчин встречается крайне редко. Чего не скажешь о женщинах, которые гораздо чаще проявляют заинтересованность в обоих полах. Из этого следует, что мужская сексуальность должна оцениваться по-иному, нежели женская».
То есть, результаты ваших исследований могу быть использованы и вне контекста, в котором мы рассматриваем вопрос о том, почему некоторые люди оказываются гомосексуалами?
«Нам известно о существовании серьезных различий в отношении определенных проблем, касающихся психического здоровья. Женщины демонстрируют норму тревожности в три раза более высокую, нежели мужчины. В то время как мужчины чаще страдают от аутизма и психических расстройств, которые можно назвать ранней стадией шизофрении. Проведенные ранее исследования доказывают, что геи демонстрируют уровень тревожности или расстройства пищевого поведения, аналогичный женскому, в то время как уровень психических расстройств у лесбиянок аналогичен мужскому.
Если эти данные о мозговой деятельности действительно имеют серьезное значение, то, основываясь на них, мы можем попытаться понять, откуда возникают те или иные явления. И эти заключения были бы важны не только с точки зрения понимания вопроса гомосексуальности – они стали бы серьезным продвижением в области знаний о психическом здоровье вообще. Поскольку люди реагируют на различные вещи очень по-разному, в соответствии со своим биологическим укладом. Это не исключает важной роли социальных факторов в развитии проблем, связанных с психическим здоровьем – например, гомофобии, стигматизации, отвержения человека социумом, что может привести к подобным вещам.
Впрочем, это касается не только сексуальных меньшинств, но и любых меньшинств вообще.
Помимо этого, если мы узнаем, как людям удается определять сексуальную ориентацию других людей, мы сможем выяснить, от каких факторов это зависит и что именно им об этом подсказывает: особенности речи, или движений, к примеру. Ведь неоднократно проводились эксперименты, доказавшие, что люди действительно в состоянии определить чью-либо сексуальную ориентацию в течение буквально нескольких секунд. Мы можем исследовать вопрос, обладают ли рьяные гомофобы особо повышенной чувствительностью к этим явлениям, чем и может быть вызвана их реакция. Если нам удастся это понять, мы сможем разработать ряд психосоциологических мероприятий для того, чтобы победить предубеждения, связанные с ненавистью к геям».
Кое-кто утверждает, что подобные исследования могут привести к попыткам «изъять» геев из генофонда. Не опасно ли это?
«Геи и лесбиянки могут посчитать, что это замечательно, или ужасно. Некоторые могут открыто выступать против этого. Но дело в том, что людям свойственна очарованность своей человеческой натурой. И сексуальность – одна из основных составляющих этой натуры, в связи с чем ее нужно холить и лелеять.
У этого исследования есть большое количество преимуществ. Его результаты могут подсказать нам, как эффективно бороться с гомофобией. Кроме того, оно поможет нам лучше справляться с психическими расстройствами, или предоставить большее количество информации о психологическом состоянии геев и лесбиянок пожилого возраста. Ведь об этом мы сегодня знаем крайне немного.
Группа, которую я возглавляю, является единственной в Великобритании, которая занимается исследованиями в данной области. Но в других странах, где лучше обстоит дело с финансированием, существует большее количество таких исследовательских коллективов. Они могут распоряжаться большим количеством средств, но даже в США с этим существуют проблемы».
А что доктор Рахман может сказать о той группе психоаналитиков, которая утверждает, что гомосексуальность у мальчиков возникает вследствие слабого влияния – или отсутствия – отца и доминирования матери?
«Никаких научных подтверждений этому аргументу не существует. Гомосексуальность не появляется у мальчиков, которых воспитывает властная мать – это полная чушь. Хотя бы даже потому, что, если следовать этим утверждениям, геи должны вырастать в тех семьях, где отсутствует отец, однако никаких демографических подтверждений этому нет. Во-вторых, заявлять о том, что гомосексуальность – следствие неразрешенного Эдипового комплекса (основной принцип этой психоаналитической теории) – в корне неправильно, поскольку если и пытаться что-то объяснить Эдиповым комплексом, так это как раз не гомо-, а гетеросексуальность. Ведь Эдипов комплекс – это подсознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола. И если, как утверждают такие психоаналитики, геи столь сильно зациклены на матерях, в том числе и сексуально, то почему в конечном итоге они становятся привлеченными к мужчинам? Словом, эту теорию лучше вообще не обсуждать из-за ее несостоятельности, а оставить всем этим шаманам, занимающимся псевдонаучным надувательством».
А может ли преподавание в школе – например, на уроках сексуального воспитания, где будет рассказываться о гомосексуальности, – привести подростков к тому, что они начнут экспериментировать и в конечном итоге превратятся в геев?
«Все биологические данные и полученные в результате исследований факты о развитии доказывают, что гомосексуальности нельзя «научить». Таким образом, рассказ об однополых отношениях в рамках школьной программы не может привести к увеличению количества геев. Вы не можете «изучить» гомосексуальность так же, как вы изучаете математику! Действительно, в подростковом возрасте у людей бывают однополые эксперименты на уровне сексуальных игр, однако не существует никаких свидетельств того, что это каким-то образом влияет на ориентацию в будущем».
Доктор Рахман считает, что представителей СМИ жизненно важно образовывать, вооружать убедительными, подкрепленными результатами научных исследований фактами, для того, чтобы они правдиво освещали такое явление как гомосексуальность и давали отпор тем, кто выдвигает аргументы о возможности «излечения» геев.
Итак, вывод можно сделать следующий: исследования в данной области довольно интенсивно продолжаются вот уже более двух десятилетий, однако окончательно причину возникновения гомосексуальности назвать пока никто не может. Ясно лишь одно: ее определяет природа – и только она.
Некоторые могут подумать, что геи и лесбиянки – это «следствие генетической ошибки». Ничего подобного!
Наоборот: мы должны быть благодарны природе за то, что нам удалось нарушить дикие правила естественного отбора. Поэтому давайте черпать вдохновение у Ричарда Докинза – этолога, эволюциониста и популяризатора науки, который долгие годы работал в оксфордском профессорате. Вот что он написал в своей книге «Расплетая радугу»: «Мы умрем – и уже поэтому нам повезло. Ведь большинство людей никогда не умрет – потому что они никогда не рождались. Потенциальные люди, которые, возможно, должны были находиться здесь, на моем месте, но которые никогда не появятся на свет, числом превышают количество песчинок Сахары. Конечно, среди этих неродившихся призраков есть поэты более великие, чем Китс, и ученые более великие, чем Ньютон. Мы знаем об этом, потому что совокупность потенциальных людей, разрешенная нашей ДНК, превосходит численностью совокупность людей, существующих в действительности. И в зубах этих ошеломляющих разногласий находитесь и вы, и я – все мы, во всей нашей заурядности».
Александра Лопата
По материалам Pinknews.co.uk
Иллюстрации Corbis.com
9 декабря 2009